
Явление чудотворных икон в России не редкость. В каждом районе были свои святыни, и не в единственном числе. Их берегли, их почитали, - чтили, легенды о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение, несмотря на то, что церковь и религия на протяжении чуть ли не столетия были под запретом.
Появлялись таковые и в наших краях. Под Ишимом, к примеру, была целая цепь деревень, осенённых милостью Божьей: до сих пор вспоминают в них об утраченных в советское время чудотворных иконах.
Деревня Черемшанка. От Ишима - не более получаса езды. Тихая деревенька, пыльные улицы плутаем по ним в поисках церкви, которая, говорят. В осквернённом виде. Но всё-таки сохранилась. Испокон веков храмы ставили на самом высоком месте, чтобы видны были издалека. Черемшанка - не исключение. Но то, что стоит ныне на краю деревни, на берегу реки, вряд ли можно назвать церковью: купола и колокольню снесли, оставшийся нижний этаж покрыли плоской крышей, от того и не бросается в глаза сразу ставшее приземистым здание. Чёрт его знает, что здесь было долгие годы, а сейчас - жилой. Если. Конечно, его можно так назвать, дом.
Да-а-а, видела я разрушенные церкви, но такое... Кажется, что здесь живёт скульптор - сюрреалист, чей разум витает где-то вне нашего мира. Бывший храм просто -таки опутан какими-то металлическими трубами причудливых форм и изгибов. Те, кто бывал внутри, говорят, что в алтаре, то есть в той части дома, которая когда-то была алтарём, устроен чуть ли не туалет.
А между тем церковь эта во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна была построена ровно полтора века назад, - в 1853 году. И освящена в честь иконы Крестителя Господня, обретённой на берегу небольшой речки, и сегодня ещё протекающей у подножия невысокого холма, на котором стоял храм.
Вот что интересно. Почти все явленные иконы были найдены именно по берегам рек, а иногда прямо в воде. Так было здесь, в Черемшанке, так было в Курганской области со знаменитой Чимеевской иконой, так было в Упоровском районе в деревне Суерка. Об этом же свидетельствует известный писатель Владимир Солоухин в своей маленькой документальной повести "Чёрные доски".
И почти все явленные иконы впоследствии становились чудотворными. Может, в благодарность за своё спасение?
Но вернёмся к черемшанской иконе Крестителя Господня.
Существовала такая традиция: на месте обретения иконы выкапывали колодец и ставили часовню. Если в деревне не было церкви, то позже строили и церковь. И освящали её во имя обретённой иконы. Судя по тому, что черемшанский храм освятили во имя Крестителя, можно считать, что до появления этой иконы церкви в деревне не было.
Колодец вырыли на берегу реки, - там, где нашли икону. Говорят, он всегда был полон воды, даже тогда, когда уже при советской власти разрушили часовню, стоявшую рядом, и разорили храм. В колодце, по свидетельству старожилов, была святая, целебная вода. Сюда за исцелением ехали страждущие со всех концов России, даже, вспоминают, из Киева были паломники.
Ничего теперь не осталось. Икону, говорят, спасли, - спрятал кто-то из местных. Может, лежит забытая где-то на чердаке... На месте святого колодца - болотце, подёрнутое зелёной ряской: речку перегородили, вода поднялась, разлилась и затопила колодец.
Этим летом работники ишимского краеведческого музея проводили здесь свои изыскания: деревянный сруб неглубоко ушёл под воду, так что можно поднять его и очистить колодец. Местные жители обещали музейщикам восстановить святое место.
Село Прокутка от Черемшанки недалеко, - минут 10-15 езды. В Прокутке была своя чудотворная икона. Если о черемшанской явленной легенды передаюися в виде устного творчества, то свидетельства о прокуткинском чуде зафиксированы, что называется, документально и хранятся в Тобольском архиве.
Икона Великомученицы Евфимии, в отличие от многих других, была найдена не у реки, а на кладбище, на старом берёзовом пне. Дело было в августе 1910 года. И нашли её крестьянские дети Максим Тюменцев и Иван Седунов - восьми и девяти лет. Решив, что икону забыли здесь во время похорон, они передали её местному священнику.
Икона трижды (!) исчезала из закрытого храма и возвращалась на то место, где нашли её мальчишки. И тут мы снова можем увидеть сходство с описанием появления чудотворных икон, приводимых в книге Вл. Солоухина: "Тётя Паша рассказывала мне про свою святыню... Нашёл её мальчик девяти лет (обратите внимание на возраст ребёнка!). ... поставили её в церковь, а ночью она исчезла... Пошли, а она в осоке на прежнем месте. Опять принесли в церковь... В третий раз она снова ушла из церкви и снова оказалась в осоке..."
Заметьте: и в том, и в другом случае находка была сделана маленькими детьми, и в том, и в другом случае икона трижды исчезала из церкви (я бы не удивилась, если бы нашлись свидетельства того, что и в Черемшанке была такая же история).
На месте обретения иконы, как и полагается, выкопали колодец и поставили часовню. А икона практически сразу показала себя как чудодейственная, как, впрочем, и вода в колодце. И уже 21 мая 1911 года в Тобольскую Духовную консисторию был сдан рапорт священника Рождественской церкви села Прокуткинского Александра Щеглова о происходящих в селе чудесных явлениях, связанных с иконой Великомученицы Евфимии: излечение больных, спасение деревни от пожара, наказание богохульников.
16 августа 1917 года Духовная Консистория снова сделала запрос о положении дел в прокуткинском храме. В ответном рапорте было написано: "Почитание иконы продолжается. Есть вера в благодатную силу святой Великомученицы Евфимии, что в настоящее время и дорого".
А дальше... дальше всё как всегда. Прокуткинскую церковь разорили, сделали из неё зерносклад, потом клуб, потом - библиотеку. Часовню на месте обретения иконы разобрали и перенесли на другое место, позже она сгорела. Святая вода в колодце высохла, сам колодец засыпали землёй и мусором. Временами в нём находили выброшенных недоношенных младенцев. Но место, где он находился, известно и сегодня.
А чудотворная икона? Долгое время "явленная" хранилась в доме у жительницы села Зинаиды Матвеевны Сеногноевой. Однажды во время крестного хода из рук верующих икону вырвал и растоптал родной её брат, бывший в то время заместителем председателя сельсовета. Сестра прокляла его, пообещала страшную кару. Говорят, проклятие сбылось...
А поруганную святыню местные жители всё-таки спасли и спрятали. И никому не открывают тайну её местонахождения. По крайней мере, так гласит легенда.
Кстати
Владимир Солоухин предлагает версию появления явленных икон: "Было в старой России несколько способов уничтожения обветшалых икон. Во-первых, оказывается, выносили иконы на перекрёсток дорог и с молебном сжигали. Этот способ редок...Жечь иконы считалось большим грехом. Самый распространённый метод избавления от непригодных икон прост и гениален: иконы пускают по воде. "Перекрестишь её, сердешную, и положишь на воду. И закачается она и поплывёт кверху божьим ликом".
Ольга ОЖГИБЕСОВА.