среда, 22 октября 2003 г.

Автобус сломал мальчику пятку

Не увидев под колесами пассажира, шофер поехал дальше. Мама с сынишкой выходили из автобуса "Мерседес Бенц" 17-го маршрута на Бабарынке в Тюмени. Женщина вышла первой, вслед за ней с лестницы стал спускаться мальчик. Он споткнулся и упал на дорогу. Тем временем водитель автобуса, очевидно второпях, сразу закрыл двери и поехал. "Коммерсант" вдавил ногу шестилетнего ребенка в асфальт. Крики, стоны, ругань очевидцев в адрес шофера. С переломом пяточной кости "скорая" увезла мальчика в больницу, а в ГАИ занялись водителем. По мнению автоинспекторов, отчасти в случившемся виновата и мать, которая должна была выходить из салона после своего малолетнего сына либо держать его за руку.

А в это время
В результате столкновения трех машин на объездной дороге за ТЭЦ-2 погибли два человека. На 14-м километре автомобиль УАЗ-3303 (в народе его прозвали головастиком), выезжал со второстепенной дороги на трассу, где столкнулся с МАЗом. Несмотря на неравные весовые категории двух грузовиков, тяжелый МАЗ отбросило на встречную полосу, по которой ехал "Москвич-каблучок". В сложной аварии выжил только водитель МАЗа. Этот участок дороги считается одним из самых опасных за городом.

Как купить 100 клиентов за 100 рублей? Ответ тут!

Пушкин родом из Сибири?

21 октября в Тюмени завершились Пушкинские дни. "Почему не в июне?" - спросит иной, уже усвоивший дату рождения нашего великого поэта - 6 июня.
Потому что в жизни Пушкина было много и других знаменательных дней. Например, 19 октября - день открытия Царскосельского лицея. Одиннадцатилетний Саша был зачислен в первый набор, куда брали только детей дворян, пусть даже обедневших, и учили за государственный счет с целью подготовки научной и культурной элиты, а также государственных деятелей. Там учились также Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, и другие известные деятели российской науки и культуры.
О жизни и творчестве Пушкина написано много, литературоведы сами порой признаются, что "растащили поэта на научные куски" (эту мысль мне удалось подслушать на творческом вечере в ТГУ 17 октября). И все равно многое в богатом литературном наследии поэта остается загадочным и спорным. Вот об одном таком спорном моменте и хочется мне рассказать читателям со слов декана филологического факультета ТГУ Людмилы Летаевой. Кстати, Людмила Александровна выиграла грант на проведение "Пушкинских дней" в рамках Всероссийского праздника русского языка, литературы и культуры, и именно благодаря ей, а также ректору Куцеву состоялся в Тюмени этот праздник.
Род Пушкиных, как известно, был древний, но не богатый. Многие помнят, что прадед поэта был эфиопом, но по какой линии, думается, мало кто из неспециалистов знает. По женской линии, подскажем мы: внучкой эфиопа, просвещенного и известного выходца из Африки Ганнибала, была мать поэта. А вот по мужской линии Пушкин был, не побоимся этого слова, сибиряком. Дело в том, что многие предки и родственники Пушкина были на службе и в Тобольской губернии, и в самой Тюмени. Так что истоки творчества поэта связаны с материалами о тюменских предках, которые хранились в роду Пушкиных.
Тюменский писатель Аркадий Захаров (с которым, кстати, споят многие литературоведы, но в споре, как известно, рождается истина) провел большую исследовательскую работу, и в своих выводах опирается по большей части на книги личной библиотеки поэта, на его переписку с друзьями, на свидетельства современников.
Тут тебе и "Вести таможенной службы", и "Гидрографическое описание Сибирского края", и всевозможные статистические отчеты, словари, справочники...
- Известно, что поэт тщательнейшим образом готовился к написанию своих произведений, - рассказывает Людмила Александровна. - Возможно, детские воспоминания, рассказы няни волновали его душу, и он собирал материал для творчества из научной литературы своего времени. Няня Арина Родионовна, родившись еще при царице Елизавете, принадлежала самому Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду поэта. Будучи крепостной, перешла в качестве приданого к "молодым хозяевам" - родителям поэта.

Представим себе, как не может заснуть ночью маленький ребенок, и как старая няня зная страсть детей ко всевозможным чудесам и сказкам, начинает шептать рассказы о чудесных и загадочных краях, о которых с детства она была наслышана от своих старых хозяев:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...
Там чудеса, там леший бродит...
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей...

Конечно, с течением времени меняется многое, и некоторые факты сложно воспринять просто потому, что меняется сам язык, меняются названия. А ведь триста лет назад слово "Лукоморье" у людей ассоциировалось не со сказкой, где дуб и кот - так называли Обскую губу на Тюменском Севере: излучина реки, причем большая излучина. Это наименование имеется в справочниках того времени.
"Где же тут дуб?" - спросите вы. Да прямо на тогдашнем гербе нашей нынешней области. Точнее, там не дуб, а кряжистое, раскидистое дерево, но уж сильно на дуб похоже. К тому же дубом тогда было принято называть любое большое дерево. Дубины, между прочим, делали именно из больших деревьев - не только дубов.
Про избушки на курьих ножках вам сегодня расскажет любой северный (да и не только северный) охотник: именно так ставятся лабазы, где охотники хранят запасы пищи и оружия. Иначе залезет медведь и все разорит. Конечно, столичному ребенку Саше это в диковинку, и он слушает няню с замиранием сердца.
А цепь золотая? Сколько уже в наш век людей потеряло покой в поисках Золотой Бабы - древнего языческого идола. Причем сама Баба, говорят, вовсе и не золотая, просто ей приносят множество драгоценностей, колец, цепей и украшают то ли каменную, то ли деревянную статую.
А кто сейчас вспомнит, что северные народы не только в оленьи шкуры одевались, пока европейская цивилизация их водкой не свела до нынешнего кошмарного состояния? Северные модницы исхитрялись шить себе одежду из шкур лебедей, с которых удаляли перья и оставляли только пух. Вот вам и будущая сказочная Царевна Лебедь. Хотя, возможно, она и не хантыйкой была, царевна эта, просто кто-то из пришлых тюменских жителей купил для своей дочери этот потрясающий северный наряд на одной из многочисленных сибирских ярмарок, вот так и появился этот чудесный образ прекрасной девушки в птичьем наряде.
Сколько споров идет вокруг снежного человека, и ведь в старинных документах есть упоминания, что большие лохматые лешие водились в сибирских лесах. Лично я в это не верю. Полагаю, Пушкин тоже не верил. Но верила старая няня. И теперь леший все-таки "бродит там, где русалка на ветвях сидит".
А остров Буян? Это остров Белый в том самом Лукоморье, Обской губе, или Новая Земля? Там, кстати, и лебедей много, и "лежит там путь далек, через море на Восток..."
- В настоящее время исследователями доказано, что сюжеты и детали некоторых сказочных произведений Пушкина во многом совпадают с фольклором народов Тюменского Севера и даже юга Тюменской области. Сам поэт, как известно, в Тюмени не был, заезжал разве что в Оренбург. Но как дворянин не мог не знать свою родословную, и все, что с ней связано. В соответствии с сенатским указом 1797 года знание родословной для молодых дворян было необходимостью. Кроме того, у Пушкина было немало друзей, которые, зная его страсть к исследованию Сибирской истории, всячески помогали ему информацией. Известно, что Пушкин был первым читателем фундаментального труда Карамзина "История государства Российского", кроме того, он прекрасно знал "Историю Сибири" Г.Ф. Миллера. Детали, которые исследователи в связи с этим находят в творчестве Пушкина, поражают своей точностью. Так, он точно знает, что остяки жили в юртах, а не чумах или ярангах. Мелочь, но в ней видно глубокое знание и уважение к деталям.
(Да уж, не сравнить с иными современными московскими писателями, которые, имея гораздо более легкий доступ к информации, чем триста лет назад, могут написать, что "вернувшиеся со смены нефтяники(!) пили водку в крупнейшей тюменской гостинице "Тюмень", стоящей на берегу Иртыша" - авт.).
Сейчас я на правах носителя хохляцкой национальности пошучу, что Хохляндия - родина слонов, а потом все-таки выскажу несколько крамольную для традиционной науки мысль. Конечно, Пушкин - общероссийский великий поэт. Конечно, жизнь свою он провел в Москве и Петербурге. Но как хочется верить, что творчество Пушкина родом все-таки из Сибири, и именно тюменским лешим, русалкам, водяным, лебедям и кораблям мы обязаны появлением такого богатого по языку и тематике творческого наследия великого поэта!

СПРАВКА.
В 1601-1602 гг. на Тобольске был воеводой Евстафий Михайлович Пушкин;
В 1601 году "письменной головой" в сибирский город Пелым был отправлен Гаврила Григорьевич Пушкин;
Петр Тимофеевич Пушкин служил в Тюмени с 1627 по 1629 гг.;
Два года в 17-м веке воеводствовал в Сургуте Никита Евстафьевич Пушкин;
Воин Тимофеевич Пушкин в 1629 году был отправлен на воеводство в Березово;
Борис Иванович Пушкин был воеводой в Мангазее с 1635 по 1639 гг.;
Иван Иванович Пушкин служил в Верхотурье в 1620-1622гг.:
Василий Никитич Пушкин в мае 1643 года стал воеводой в Якутском остроге;
Матвей Степанович Пушкин в 1697 году был отправлен в ссылку в Енисейск.
Это - мужская линия родословной поэта. Но и Абрам Петрович Ганнибал в начале 17 века был в Сибири в должности майора Тобольского гарнизона.

Елена МАЙСЮК.

Как купить 100 клиентов за 100 рублей? Ответ тут!

понедельник, 13 октября 2003 г.

ДЕТСКИЕ ПЕСОЧНИЦЫ В ГОРОДСКИХ ДВОРАХ НАПОЛНЕНЫ СВИНЦОМ, ЦИНКОМ, МЫШЬЯКОМ И ЯЙЦАМИ ГЛИСТ

Как сообщили "Информ-Экологии" в отделе факторного надзора за средой обитания населения областного ЦГСЭН, песочницы детских дворовых площадок в жилых районах отнюдь небезопасны для здоровья детей. Наиболее неблагополучно состояние песочниц в районах, расположенных вблизи крупных автодорог и в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, где почвы загрязнены сверх допустимых норм. По санитарным правилам и нормам чистка песочниц и обновление песка в них должны проводиться не менее одного раза в год, причем песком, безопасность которого подтверждена санитарно-гигиеническим сертификатом. Домоуправления этим уже давно не занимаются. Специалисты же санэпиднадзора контролируют санитарное состояние песочниц только в детских садах и оздоровительных учреждениях, где к ним предъявляются дополнительные требования. Например, песочницы, когда в них не играют дети, должны закрываться деревянными крышками. Многие из них не имеют даже этого элементарного барьера для заразы, хотя всем известно, что по вечерам площадки детских садов служат местом выгула собак и молодежных сборищ.
СПРАВКА:
По данным областного ЦГСЭН, эпидисследования загрязнения почвы на территории области солями тяжелых металлов (свинец, цинк, мышьяк и др.) показали, что детские площадки во дворах, школах и детских садах городов сильно загрязнены. Пробы по микробиологическим показателям и гельминтозам (яйца червей-паразитов) были неудовлетворительными на 90%.

пятница, 3 октября 2003 г.

Куда пропали чудотворные иконы? И почему в святом колодце находили недоношенных детей

Явление чудотворных икон в России не редкость. В каждом районе были свои святыни, и не в единственном числе. Их берегли, их почитали, - чтили, легенды о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение, несмотря на то, что церковь и религия на протяжении чуть ли не столетия были под запретом.
Появлялись таковые и в наших краях. Под Ишимом, к примеру, была целая цепь деревень, осенённых милостью Божьей: до сих пор вспоминают в них об утраченных в советское время чудотворных иконах.Деревня Черемшанка. От Ишима - не более получаса езды. Тихая деревенька, пыльные улицы плутаем по ним в поисках церкви, которая, говорят. В осквернённом виде. Но всё-таки сохранилась. Испокон веков храмы ставили на самом высоком месте, чтобы видны были издалека. Черемшанка - не исключение. Но то, что стоит ныне на краю деревни, на берегу реки, вряд ли можно назвать церковью: купола и колокольню снесли, оставшийся нижний этаж покрыли плоской крышей, от того и не бросается в глаза сразу ставшее приземистым здание. Чёрт его знает, что здесь было долгие годы, а сейчас - жилой. Если. Конечно, его можно так назвать, дом.
Да-а-а, видела я разрушенные церкви, но такое... Кажется, что здесь живёт скульптор - сюрреалист, чей разум витает где-то вне нашего мира. Бывший храм просто -таки опутан какими-то металлическими трубами причудливых форм и изгибов. Те, кто бывал внутри, говорят, что в алтаре, то есть в той части дома, которая когда-то была алтарём, устроен чуть ли не туалет.
А между тем церковь эта во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна была построена ровно полтора века назад, - в 1853 году. И освящена в честь иконы Крестителя Господня, обретённой на берегу небольшой речки, и сегодня ещё протекающей у подножия невысокого холма, на котором стоял храм.
Вот что интересно. Почти все явленные иконы были найдены именно по берегам рек, а иногда прямо в воде. Так было здесь, в Черемшанке, так было в Курганской области со знаменитой Чимеевской иконой, так было в Упоровском районе в деревне Суерка. Об этом же свидетельствует известный писатель Владимир Солоухин в своей маленькой документальной повести "Чёрные доски".
И почти все явленные иконы впоследствии становились чудотворными. Может, в благодарность за своё спасение?
Но вернёмся к черемшанской иконе Крестителя Господня.
Существовала такая традиция: на месте обретения иконы выкапывали колодец и ставили часовню. Если в деревне не было церкви, то позже строили и церковь. И освящали её во имя обретённой иконы. Судя по тому, что черемшанский храм освятили во имя Крестителя, можно считать, что до появления этой иконы церкви в деревне не было.
Колодец вырыли на берегу реки, - там, где нашли икону. Говорят, он всегда был полон воды, даже тогда, когда уже при советской власти разрушили часовню, стоявшую рядом, и разорили храм. В колодце, по свидетельству старожилов, была святая, целебная вода. Сюда за исцелением ехали страждущие со всех концов России, даже, вспоминают, из Киева были паломники.
Ничего теперь не осталось. Икону, говорят, спасли, - спрятал кто-то из местных. Может, лежит забытая где-то на чердаке... На месте святого колодца - болотце, подёрнутое зелёной ряской: речку перегородили, вода поднялась, разлилась и затопила колодец.
Этим летом работники ишимского краеведческого музея проводили здесь свои изыскания: деревянный сруб неглубоко ушёл под воду, так что можно поднять его и очистить колодец. Местные жители обещали музейщикам восстановить святое место.
Село Прокутка от Черемшанки недалеко, - минут 10-15 езды. В Прокутке была своя чудотворная икона. Если о черемшанской явленной легенды передаюися в виде устного творчества, то свидетельства о прокуткинском чуде зафиксированы, что называется, документально и хранятся в Тобольском архиве.
Икона Великомученицы Евфимии, в отличие от многих других, была найдена не у реки, а на кладбище, на старом берёзовом пне. Дело было в августе 1910 года. И нашли её крестьянские дети Максим Тюменцев и Иван Седунов - восьми и девяти лет. Решив, что икону забыли здесь во время похорон, они передали её местному священнику.
Икона трижды (!) исчезала из закрытого храма и возвращалась на то место, где нашли её мальчишки. И тут мы снова можем увидеть сходство с описанием появления чудотворных икон, приводимых в книге Вл. Солоухина: "Тётя Паша рассказывала мне про свою святыню... Нашёл её мальчик девяти лет (обратите внимание на возраст ребёнка!). ... поставили её в церковь, а ночью она исчезла... Пошли, а она в осоке на прежнем месте. Опять принесли в церковь... В третий раз она снова ушла из церкви и снова оказалась в осоке..."
Заметьте: и в том, и в другом случае находка была сделана маленькими детьми, и в том, и в другом случае икона трижды исчезала из церкви (я бы не удивилась, если бы нашлись свидетельства того, что и в Черемшанке была такая же история).
На месте обретения иконы, как и полагается, выкопали колодец и поставили часовню. А икона практически сразу показала себя как чудодейственная, как, впрочем, и вода в колодце. И уже 21 мая 1911 года в Тобольскую Духовную консисторию был сдан рапорт священника Рождественской церкви села Прокуткинского Александра Щеглова о происходящих в селе чудесных явлениях, связанных с иконой Великомученицы Евфимии: излечение больных, спасение деревни от пожара, наказание богохульников.
16 августа 1917 года Духовная Консистория снова сделала запрос о положении дел в прокуткинском храме. В ответном рапорте было написано: "Почитание иконы продолжается. Есть вера в благодатную силу святой Великомученицы Евфимии, что в настоящее время и дорого".
А дальше... дальше всё как всегда. Прокуткинскую церковь разорили, сделали из неё зерносклад, потом клуб, потом - библиотеку. Часовню на месте обретения иконы разобрали и перенесли на другое место, позже она сгорела. Святая вода в колодце высохла, сам колодец засыпали землёй и мусором. Временами в нём находили выброшенных недоношенных младенцев. Но место, где он находился, известно и сегодня.
А чудотворная икона? Долгое время "явленная" хранилась в доме у жительницы села Зинаиды Матвеевны Сеногноевой. Однажды во время крестного хода из рук верующих икону вырвал и растоптал родной её брат, бывший в то время заместителем председателя сельсовета. Сестра прокляла его, пообещала страшную кару. Говорят, проклятие сбылось...
А поруганную святыню местные жители всё-таки спасли и спрятали. И никому не открывают тайну её местонахождения. По крайней мере, так гласит легенда.

Кстати
Владимир Солоухин предлагает версию появления явленных икон: "Было в старой России несколько способов уничтожения обветшалых икон. Во-первых, оказывается, выносили иконы на перекрёсток дорог и с молебном сжигали. Этот способ редок...Жечь иконы считалось большим грехом. Самый распространённый метод избавления от непригодных икон прост и гениален: иконы пускают по воде. "Перекрестишь её, сердешную, и положишь на воду. И закачается она и поплывёт кверху божьим ликом".
Ольга ОЖГИБЕСОВА.